Премьер-министр Александр Мунтяну заявил, что республика готова участвовать в европейских инициативах вроде некоего механизма, который, к примеру, облегчит перемещение войск и военной техники по территории ЕС, и подчеркнул, что все будет происходить с уважением к нейтралитету страны. Его слова прокомментировал экс-министр юстиции Станислав Павловский в эфире телеканала «Молдова 24».

«При всем при том, что бы Молдова ни делала в сфере обороны, это не избавляет ее от обязанностей соблюдать принципы, необходимые для вступления в Европейский союз. Существуют определенные методологии, которые разрабатывались и применялись Европейским союзом на протяжении десятилетий, и я так понимаю, что они, Европейский союз, не собираются от них отступать», — высказался он.

Павловский отметил: что лучше для государства, нейтральный статус или участие в военных программах — вопрос спорный. Нейтралитет является определенного рода щитом, поскольку нападение на нейтральное государство — это военное преступление. И это — наша гарантия, если мы не будем сами ее нарушать, заявляя о своей нейтральности и в то же время обеспечивая перемещение военной техники, вооружения, боеприпасов и так далее, создавая угрозу для одной из воюющих сторон.

«Тогда ты не можешь надеяться на то, что та сторона будет соблюдать твои права, потому что ты сам нарушаешь военный статус. Я как-то говорил, есть конвенция ООН о правовом положении нейтральных государств. В этой конвенции четко указано, что государства, нейтральные государства, что они имеют право делать и что они не имеют права делать», — сказал экс-министр.

По его мнению, нужно было сделать простую вещь: взять конвенцию, разработанную ООН, и переписать ее, создав закон о нейтральном статусе Молдовы. В Конституции есть соответствующее положение, но закона нет, и у нас не записано, что мы имеем и не имеем право делать.

«Но для этого, повторяю еще раз, необходимо обратиться к этой конвенции, посмотреть, что такое нейтральный статус, в чем заключаются права и обязанности нейтральных государств, и на основании этой конвенции разработать собственный закон. Тогда все станет ясно и нам, но и нашим партнерам, что они от нас могут ожидать и что мы можем предложить нашим партнерам, если мы хотим серьезно подходить к государственной деятельности», — заключил Павловский.

В свою очередь, политолог Ян Лисневский рассказал, чью модель безопасности могла бы перенять Молдова.