«Успех где-то за границей». Как вернуть уехавших молдаван на родину?
Власти обещают вернуть диаспору на родину, но это в ближайшие десять лет является трудновыполнимой задачей, считает политолог, директор исследовательской компании Intellect Group Ян Лисневский. В эфире телеканала «Молдова 24» он объяснил, кто виноват в отъезде людей и что с этим можно сделать.
«Успех где-то за границей». Как вернуть уехавших молдаван на Родину?
По словам эксперта, его компания занимается моделированием процессов в республике, и за 2027 год программа выдает ошибку, потому что в стране остается всего около 800 тысяч человек.
«В таких условиях государство не может существовать из-за того, что нет баланса рабочей силы, продуктивных людей, политически активных, остаются только пенсионеры. Это печально. Получается, что ни о какой евроинтеграции в 2030 году мы не можем говорить в таких условиях», — отметил Лисневский.
По мнению политолога, в проблеме с возвращением на родину диаспоры виноваты не только действующие власти, ее истоки нужно искать в воспитании детей.
«Диаспору невозможно вернуть в ближайшие десять лет. Никак — ни поднятием зарплат, ни уменьшением цен. Потому что, когда ты анализируешь, почему именно диаспора уезжает, то ты понимаешь, что вся проблема именно в образовании, в том, как мы воспитываем детей», — считает Лисневский.
По его словам, дети запрограммированы на то, чтобы уехать из страны.
«До школы что мы говорим нашим детям? Ты будешь хорошо учиться, поступишь в университет Великобритании, ты станешь успешным, ты будет жить в Швейцарии. В школе что у нас происходит? Первый урок 1 сентября: „Моя родина — Европейский союз“. Какая из 27 стран является родиной? К сожалению, школа, которая должна исправлять ошибки родителей, их усложняет. Мы продолжаем еще 12 лет программировать детей на то, что успех где-то там за границей, не в Республике Молдова», — констатировал политолог.
Со своей стороны, экономист, директор Orvento-Metal Trading Company Игорь Крапивка отметил, что, возвращаясь на родину, молдаване сталкиваются с давлением бюрократии и правоохранительных органов и в итоге уезжают обратно.